" />

Храм всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино

Крест тишины

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11 июня 2014 года при Синодальном отделе по благотворительности и социальному служению был создан Координационный центр по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими. Организован выпуск тематических пособий: разговорников, рекомендаций, как выстраивать общение с глухими людьми.

На сегодняшний день на территории России работа с глухими ведется в 50 приходах Русской Православной Церкви. В 9 приходах окормляют слепоглухих людей. Русским жестовым языком в Церкви владеет 13 священников и 5 диаконов, ведется обучение церковных сурдопереводчиков, во многих епархиях появились православные общины глухих людей.

В 2015 году в Центральном и Сибирском федеральных округах прошли курсы сурдопереводчиков, организованные Синодальным отделом по благотворительности, в 2016 году планируется их проведение и в Южном округе. Эта работа направлена на то, чтобы Церковь стала более доступной и открытой для глухих людей.

Председатель Отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон на открытии конференции по сурдопереводу произнес проникновенные и очень точные слова: «Нужно сделать язык богослужения понятным для глухих людей. У них внутри — целый мир, и нам нужно перевести и отразить его в жестах и движениях рук. Переоценить значимость осмысленного участия в богослужении трудно. Очень важно помочь человеку в его усилиях понять богослужение, потому что это не просто приобщение к культурной традиции, это приобщение к самому Богу. Наш долг — дать возможность людям полноценно участвовать в Литургии и таинствах Церкви».

В настоящее время в Москве лишь в двух храмах проводят богослужения для людей, страдающих глухотой: в храме Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря и в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино.

4 октября 2015 года состоялось торжественное открытие центра по работе с глухими и слабослышащими при новокосинском храме.

24 февраля 2016 года при храме начали свою работу курсы жестового языка для всех желающих.

Накануне мы побеседовали с духовником Новокосинской общины глухих и слабослышащих, настоятелем храма Всех святых, в земле Российской просиявших, протоиереем Михаилом Зазвоновым.

***

«Есть люди, с которыми нужно разговаривать на языке радости и любви…»

— Богослужения с переводом на жестовый язык — совершенно новое явление в церковной практике. До революции при храмах создавались только школы для глухих, этим все ограничивалось. С чего началась работа по сурдопереводу богослужений?

— В Москве такую работу начали вести около 20 лет назад. Первая Литургия на жестовом языке была отслужена в Новодевичьем монастыре. Позже община глухих и слабослышащих людей была организована в храме при Старосимоновском монастыре — это, наверное, самая старая община глухих.

— Расскажите о своем пути на этом поприще.

— Я занимаюсь окормлением людей, страдающих глухотой, с 2007 года. Начинал я эту деятельность в Нижнем Новгороде, где был довольно успешный опыт в этой области. Там инициативу проявили сами глухие, они очень хотели, чтобы у них был свой храм. Но подобное направление было еще не так развито, и богослужения переводили сурдопереводчики без специальной подготовки. Позже мы начали обучать их определенным богослужебным терминам для того, чтобы сделать перевод службы на жестовый язык более грамотным и полным. В тот период времени подобные общины начали формироваться в разных городах России, начался обмен опытом. Тогда и было решено сформулировать унифицированный перевод богослужения. Но это уже в истории.

Сейчас по стране создано уже довольно много общин глухих и слабослышащих людей. Каждый центр по работе с этой категорией людей старается организовать деятельность как можно более эффективно. Мы, например, старались создавать для них атмосферу для творчества: организовали иконописную мастерскую, выделили зону для ландшафтного дизайна — участникам общины очень нравилось заниматься выращиванием культурных растений. Мы занимались катехизацией и старались создать все условия для того, чтобы после богослужения глухие могли общаться. Но все это мы интегрировали в жизнь обычной общины слышащих людей. Мне показалось тогда, что адаптация глухих людей в обществе слышащих крайне важна. Это способствует тому, чтобы глухие не замыкались в своем мире, общаясь только между собой. Мы трудоустраивали глухих людей в храме, они работали даже за церковной лавкой, и слышащие прихожане очень положительно к этому относились. На беседы и занятия мы старались приглашать слышащих людей. В основном на наши приглашения откликалась молодежь. Группа молодых людей начала изучать жесты, общаться с глухими на их языке, пить сними чай, рассказывать им о Боге — это было очень важным опытом. Люди, страдающие глухотой, оценили это, они почувствовали себя нужными обществу.

Когда я стал трудиться в Москве в Синодальном отделе по благотворительности и социальному служению, мне очень захотелось создать подобную общину и здесь. И, слава Богу, нам это удалось. Глухие стали приезжать к нам в храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Правда, по воскресеньям у нас проблема с помещением, поэтому мы проводим богослужения с сурдопереводом только по субботам, чтобы после Литургии участники нашей общины могли попить чай и пообщаться. Специально для них мы написали икону «Исцеление глухого». Теперь наши слабослышащие прихожане знают, что это их место, их икона, для них это очень важно. В настоящее время община разрослась, в ней насчитывается около 60 человек, но регулярно на богослужения приходят 15-20.

Мы стараемся двигаться по разным направлениям в работе с глухими. Главная наша задача сейчас — наладить общение глухих со слышащими. Еще мы очень хотим сформировать хор на жестовом языке. Это очень красиво. Специально для хора создаются округленные жесты, которые ритмично воспроизводятся под музыку. Поющие глухие люди своими движениями как бы создают образы. Слабослышащим задается ритм, который они улавливают, и под него начинают исполнять песнопение руками, а люди с отсутствием слуха подхватывают их. Сейчас на Литургии участники нашей общины поют хором только «Символ веры» и «Отче наш». Переводчик начинает транслировать песнопения жестами, и глухие повторяют за ним синхронно вместе со всем храмом.

Сейчас мы решили привлечь слышащих людей, и открываем для этого курсы жестового языка для всех желающих. Курсы ориентированы не только на людей, которые хотели бы помогать общинам, подобным нашей, но они будут полезны и родственникам глухих людей и тем, у кого родился глухой ребенок. Часто родители пренебрегают необходимостью обучать своих детей или думают, что это невозможно. Но в действительности это большая ошибка, которая может сломать их чаду всю жизнь. Общение с ребенком на жестовом языке не только налаживает его социальные связи и облегчает быт, но и поможет дать ребенку хорошее образование. Светские курсы в основном очень дорогие и ориентированы лишь на бытовое общение. А мы постарались охватить еще и церковно-просветительскую сторону. Обучение будет проводить диакон Павел Афанасьев, он сам слабослышащий. Отец Павел — один из ведущих специалистов в Москве в области церковного сурдоперевода. Человек он замечательный, отзывчивый, добрый, радеющий за свое дело.

На курсах будут обучать бытовым и богослужебным жестам, некоторым молитвам, объяснят элементарные катехизические понятия, чтобы глухому можно было рассказать о Боге в доступной форме. Будет практиковаться общение с глухими. Конечно, за два месяца невозможно изучить все в полноте, но начальные навыки мы постараемся преподать.

— Какими качествами должен обладать священник, окормляющий общину людей с глухотой?

— Во главе всего должно стоять душепопечение. Батюшка должен уметь утешить и принять исповедь. В нашем храме нет священника, который владеет жестовым языком, поэтому исповедь можно принимать и на бумаге. Но пастырь обязательно должен общаться со своими прихожанами, страдающими глухотой. Такие встречи проводятся посредством сурдопереводчика. По субботам после службы все участники общины приглашаются на беседу со священником, потом проводятся занятия по катехизическим дисциплинам, после чего все собираются за чаепитием, где имеют возможность пообщаться между собой.

— Существует ли какая-то характерная особенность духовного мира слабослышащих людей? Правда ли, что глухие люди наиболее ранимы и впечатлительны?

— Да, эти люди ранимы. Но это из-за того, что мир глухого человека отличается от нашего в понятийном аппарате. Нам кажется, что мы все доступно объясняем словами, но они многого в нашей речи не понимают. Эти люди смотрят на мимику, на глаза. И в связи с тем, что в их адрес по жизни было слишком много агрессии, они не привыкли от слышащего человека ждать чего-то хорошего, поэтому с нами они общаются через призму недоверия. Малейшая серьезность в интонации вызывает у них напряжение, и, напротив — при малейшей нотке доброжелательности они открывают свою душу собеседнику. Глухие глубже реагируют на все. И это всегда надо учитывать, нужно быть внимательными. С этими людьми надо говорить на языке радости и любви.

— Почему людям, которым с трудом дается само богослужение, так важно преподать катехизические дисциплины? Почему не достаточно лишь участия в богослужениях?

— Наверное, если ты ограничен в чем-то, этого достаточно. Если ты не способен понять красоту и радость богослужения, то, конечно, достаточно лишь присутствовать на нем. Но вообще заповедь Божия повелевает возлюбить Господа своего всем сердцем, всем помышлением своим, всем разумом. Мы должны правильно Его славить и благодарить. А глухие люди все же имеют такую возможность, нужно только приложить усилия и этим людям, и нам, слышащим.

Надо стремиться познавать Бога, благодарить Его. Ведь главное в богослужении — это благодарение, это молитва Анафоры, которая подразумевает, что человек вместе со своей общиной едиными устами и единым сердцем творит молитву. И надо сказать, что как раз именно в богослужении с глухими это делается правильно. Потому что слышащие люди из-за некоторых реформ в Церкви лишены единой со священником молитвы благодарения, так сложилось исторически. Главные молитвы Литургии — Анафору сейчас читает священник, а прихожане слышат лишь малую часть этих молитв, которую исполняет хор.

Мы в храме раздаем тексты богослужения для того, чтобы люди понимали, о чем они молятся. А в воскресение большая часть Литургии поется всем храмом для того, чтобы было осознание единой молитвы.

— Правда ли, что представители различных сект пользуются социальным голодом людей с проблемами слухового аппарата и ведут с ними активную работу?

— Да, свято место пусто не бывает. Если мы не успеваем откликаться на нужды общества, если мы не ведем работу с людьми с ограниченными возможностями, ветеранами, заключенными, то это торопятся делать секты. Если они видят, что в той или иной среде нет православных, значит, им туда. И мы, чтобы оградить своих чад от подобной опасности, должны как можно активней проповедовать среди самых различных категорий людей. Нам важно заслужить доверие у людей, нуждающихся в помощи.

— Как о вашей общине узнают новые люди?

— Во-первых, наша страничка есть в социальных сетях, где глухие общаются между собой. Мы призываем их приглашать своих знакомых и друзей в нашу общину. Ведь обычная печатная информация тяжело воспринимается этими людьми. Они тяжело воспринимают банальные объявления на столбах. Глухие не могут читать тексты на «нашем» языке, для них он не очень понятен. Да и вообще чтение для людей, страдающих глухотой, практически недоступно, т.к. они мыслят образно, а тексты для слышащих более конкретны в понятиях. Для них наиболее доступна изустная информация, т.е. с ними нужно разговаривать, приглашать их лично, рассказывать им о красоте Православия. Поэтому мы и стремимся к тому, чтобы привлечь как можно больше активных слышащих людей, которые в перспективе могли бы посещать различные центры и общины глухих, общаться с ними, проповедовать, приглашать на службы. К тому же существующие московские общества глухих открыты для нас, но мы еще не готовы к полноценной работе с ними. У нас еще не так много сил, но мы стараемся. И надеемся, что курсы жестового языка помогут нам в этом.

Беседовала Елена Варова

Московская городская епархия

Updated: 28.02.2016 — 23:29
ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО и ВСЕЯ РУСИ ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ в НОВОКОСИНО г. МОСКВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ© 2014 Frontier Theme

shedsplansideas hoki123